Масляные фильтры по своему назначению подразделяются на фильтры грубой (полнопоточные фильтры), тонкой (пропускающие до 20% всего потока масла) и комбинированной очистки масла. По принципу действия масляные фильтры подразделяются на механические, гидродинамические и магнитные.
Механические фильтры: сетчатые, сетчато-набивные и щелевые - получили наибольшее распространение на тепловозах. К механическим относят также фильтры, имеющие фильтрующий элемент из войлока, хлопчатобумажной пряжи, текстильных тканых материалов, бумаги. Их используют как для грубой, так и для тонкой очистки масла.
Сетчатые фильтры применяют в качестве пеногасителей, предохранительных сеток и фильтров. У пеногасителей и предохранительных сеток число ячеек составляет до 100 на 1 см2, а у фильтров - от 200 до 20 000 на 1 см2. В качестве пеногасителей сетка устанавливается в картере дизеля 161У17/24 тепловоза ВМЭ1, а предохранительная сетка - на маслозаливных горловинах.
Сетчатый фильтр грубой очистки масла (рис. а) сдвоенного типа установлен на дизелях М753. Алюминиевый корпус 1 разделен вертикальной перегородкой на две части. В три отверстия корпуса вставлены два фильтрующих элемента и пробковый кран 9. Сверху отверстия закрыты пробками. Фильтрующий элемент состоит из сеток 5 и тарелок 4, собранных в пакет на стержне 3 между диском 2 и крышкой 7. Сетка 5 тройная, изготовлена из латуни. Масло поступает в фильтр через пробковый кран 9, в полость 10, проходит через сетки 5 внутрь фильтрующих элементов, а затем выходит в полость 8. Для выпуска воздуха при заполнении фильтров в крышках 7 установлены краники 6.
Щелевой фильтр грубой очистки масла (рис. б) установлен на дизелях типа Д50. К корпусу 1 тремя стрежнями 15 с гайками и прижимной шайбой 2 прикреплены фильтрующие элементы, набранные из нескольких сот рабочих пластин 13 толщиной 0,3 мм, надетых на валик 3. В щели между рабочими пластинами 13, размер которых 0,15 мм опре
с - сетчатый; б - щелевой; в - сетчато-набивной; г - магнитный; д - комбинированный, 1 - корпус; 2 - шайба прижимная; 3 - стержень (валик); 4 - тарелка, 5- сетка, 6 - краник, 7 -крышка, 8 - маслоотводящая полость: 9- край пробковый; 10- впускная полость; 11 - кольцо, 1. - пла стина промежуточная; 13 - пластина рабочая; 14 - ножи неподвижные (пластины гребенки) 15 - стержень неподвижный; 16 - пружина; 17-болт откидной, 18-клапан шариковый, 19 - набивка, 20 - труба, 21 - сетка фильтра внутренняя; 22, 23 - стаканы; 24 - штуцер подвода масла к филотру, 25 - штуцер отвода масла из фильтра; 26 - пробка; 27 - корпус перфорированный, 28 - пакет картонный сменный, 29 -секция щелевой очистки масла, 30 - кольцо уплотнительное, 31 - болт стяжной, 32 - трубка; 33 - клапан, 34 - гайка; 35 - шайба, 36 - магнит деляется промежуточной пластиной-прокладкой 12, входят концы пластин 14 толщиной 0,1 мм, надетые на стержень 15, неподвижно закрепленный между корпусом 1 и прижимной шайбой 2. Пластины 14 образуют подобие гребенки, которая счищает грязь, застрявшую на гранях между пластинами фильтра при вращении валика 3 за рукоятку, вместе с которым поворачиваются рабочие 13 и промежуточные 12 пластины фильтра.
Сетчато-набивной фильтр (рис. в), установленный на дизелях типа Д50 в качестве фильтра тонкой очистки, представляет собой два полых стакана 22 и 23, изготовленных из сеток с ячейками 1,2 и 0,75 мм, которые снизу и сверху закрыты шайбой 2 и крышкой 7. Между стаканами 22 и 23 помещены металлические сетчатые каркасы с набивкой 19 однониточной хлопчатобумажной пряжи. Внутри стакана 22 установлена труба 20 с двумя боковыми отверстиями. При засорении набивки шариковый клапан 18 перепускает неочищенное масло в картер дизеля. Клапан 18 удерживается в верхнем положении пружиной 16, прижимающей сетки с набивкой вниз. Весь фильтр собран в корпусе 1, закрываемом крышкой 7, которая прикреплена к корпусу болтами 17. Масло поступает к фильтру в нижней части по штуцеру 24 и, пройдя набивку 19, где оно очищается, отводится по трубе 20 и штуцеру 25 в картер дизеля.
Войлочный фильтр применен как фильтр тонкой очистки масла на дизеле тепловоза ЧМЭ2. Он состоит из корпуса, в который вставлены две перфорированные трубки. На эти трубки надеты войлочные фильтрующие элементы. Масло поступает в фильтр через перепускной клапан, поддерживающий давление на 2,5 кгс/см2 и расположенный непосредственно на крышке фильтра. Пройдя перепускной клапан, масло попадает в трубки, а выходя из них, проходит через войлочные элементы и очищается. Очищенное масло поступает в нижнюю часть корпуса фильтра, а оттуда уже в картер дизеля.
Комбинированный масляный фильтр (рис. д), т. е. сочетающий в одном корпусе два фильтра - тонкой и грубой очистки масла, установлен в масляный системе тепловозов ТГМ1 и ТГМ23. В корпусе 1 фильтра установлен стержень 3 с радиальными отверстиями для прохода масла. Фильтрующие элементы 28 и 29 вместе с крышкой 7 надеваются на стержень 3 и после установки в корпусе 1 стягиваются гайками. Между корпусом 1 и крышкой 7 стоит уплотнительное кольцо 30.
Секция грубой очистки масла 29 штампуется, и на ее цилиндрической поверхности имеются гофры, по которым намотаны перфорированная лента. Конец фильтрующей секции закрыт двойной крышкой, а полость между стенками крышки сообщается со впадинами гофр и радиальными отверстиями стержня 3. Профильтрованное масло по впадинам гофр направляется в полость между стенками крышек секций и в стержень 3, пройдя по полой части которого масло поступает к штуцеру 25 и направляется в главную масляную магистраль.
Сменный фильтрующий элемент тонкой очистки масла 28 набирается из картонных пластин. Масло подается к валику 3 в трубку 32, откуда отводится в картер дизеля. При нормальной работе фильтра разность давления масла, поступающего в фильтр и отфильтрованного, составляет примерно 1,5 кгс/см2. Такая разность давлений на шариковый клапан 18 уравновешена пружиной клапана. При засорении фильтрующих секций, а также при пуске дизеля на густом масле масло отжимает пружину шарикового клапана 18 и поступает в главную магистраль нефильтрованным.
Гидродинамические фильтры применяются как фильтры тонкой очистки масла, хотя их определение как фильтра неправильно, так как они не фильтруют масло, а «сепарируют» его, отделяя от масла более тяжелые частицы. Гидродинамические фильтры представляют собой центрифугу, в которой масло очищается при прохождении его через ротор, вращающийся с большой скоростью от 3 до 40 тыс. об/мин. Привод ротора осуществляется от одного из валов двигателя (например, маслонагне-тающий насос тепловоза ТГМЗ) или за счет реакции струй очищаемого масла, выбрасываемого из ротора через специальные сопла (на дизелях тепловозов ТЭМ2, ТЭМ5 и ЧМЭЗ. Подробное описание маслона-гнетающего насоса с центрифугой см. в главе VI раздела II.
Магнитный фильтр (рис. г) представляет собой постоянные магниты 36, чаще всего вмонтированные в полнопоточный сетчатый фильтр 21. Например, так устроен фильтр откачивающего насоса и системы смазки гидропередачи тепловозов ТГМЗА и ТГМЗБ. Магнитная часть задерживает металлические частицы продуктов износа, а сетчатая часть задерживает неметаллические (немагнитные) частицы и частицы металла, не захваченные магнитным полем. Магнитная часть состоит из магнитов 36, изготовленных из специальной магнитной стали и собранных на латунном стержне 3, который крепится к крышке 7. Между магнитами проложены стальные шайбы 35. В сетчатую часть фильтра 21 входит металлическая сетка и каркас.
Фильтрующие элементы в сборе крепятся к крышке, а она при помощи шпилек к чугунному корпусу 1, на резьбовую часть которого навертывается всасывающий штуцер 24. В передней части корпуса 1 в его цилиндрической расточке установлен клапан 33 с пружиной 16, который перекрывает масло при снятии фильтра. По корпусу фильтр уплотнен прокладками.
Наша организация ЧП «Трест БелРемСтрой» может поставить Вам необходимые масляные фильтры. Заявку можете отправить на электронный ящик sbit@trest-brs.by или заказать по телефону +375 44 516 14 08