Аккумуляторная батарея (АКБ) на электровозах и электропоездах применяется для питания цепей управления и освещения при неработающих генераторах управления или стабилизирующе-зарядных агрегатах, на тепловозах - для питания главного генератора при пуске дизеля, питания обмоток возбудителя и вспомогательного генератора (когда он не работает), цепей освещения, в устройствах СЦБ - для резервного питания устройств электрической централизации и питания рельсовых цепей.
Аккумуляторные батареи это многоразовый химические источники тока, способные накапливать и сохранять электрическую энергию, полученную извне от зарядного агрегата или генератора, а потом ее отдавать. Работа АКБ основана на обратимых окислительно-восстановительных реакциях, что дает возможность использовать батарею многократно. Обычно аккумулятор представляет собой коробку из металлов с пластинами положительного и отрицательного заряда, коробка же заполнена электролитом. В зависимости от типа, АКБ соединяются медными пластинами (шинами) по два или по три плюс к плюсу и минус к минусу.
Аккумуляторные батареи бывают двух типов: Кислотные и Щелочные.
Кислотные и щелочные источники питания имеют схожее строение, отличие всего лишь во внутреннем наполнении. Наиболее распространены щелочные батареи, так как они изготовлены из менее дефицитных материалов и поэтому дешевле.
Щелочные аккумуляторы
Щелочные батареи применяют в качестве элемента питания более доступные – едкий калий или едкий натрий. Главным отличием от кислотных АКБ является отсутствие расхода электролита и его постоянная плотность на том же уровне, потому что соединение образующее химическую реакцию не вступает в реакцию с друг с другом. Щелочные АКБ имеют более продолжительный срок службы и в меньшей степени требуют обслуживания. Но вместе с этим, нужно иметь ввиду, что при низких температурах щелочные АКБ быстрее разряжаются.
В вагонах без кондиционирования воздуха устанавливается по 38-40 шт. и по 82—90 шт. в вагонах с кондиционированием.
Кислотные (свинцовые) аккумуляторы
Кислотные аккумуляторные зачастую в элементе питания использую серную кислоту. Соединенная схема АКБ устанавливается в деревянный ящик с металлическим поддоном, защищенном от коррозии пластмассовым покрытием.
Кислотные аккумуляторы устанавливаются по 26 шт. в вагонах без кондиционирования воздуха (напряжение 54 В) и по 56 шт. в вагонах с кондиционированием.
В отличие от щелочных батарей, кислотные могут самостоятельно заряжаться при длительных стоянках.
Пассажирские вагоны, построенные до 1960 г. заводами СССР, оборудовались кислотными и щелочными аккумуляторными батареями. На все строящиеся после 1960 г. на вагоны устанавливают только щелочные батареи. В вагонах зарубежной постройки так же применялись кислотные батареи, с 1969 г. заводы Германии также начали выпускать вагоны и со щелочными батареями.
Каждая аккумулятор имеет условное обозначение, в котором:
Пример. 40 FL 300 Р (А) (40ВНЖ-300П-У2):
В АКБ установлены 40 аккумуляторов;
F — никель-железная система;
L -длительный режим разряда;
300 А/ч — емкость;
Р — пластмассовый корпус;
А — схема соединения перемычек
В — вагонная,
НЖ — никель-железная;
У — эксплуатация в умеренном климате;
2 — размещение под навесом.
Батареи поставляются потребителю в виде отдельных аккумуляторов с комплектующими и запасными деталями. Монтаж аккумуляторов в батарею производится с помощью перемычек. Аккумуляторы при монтаже должны быть жестко закреплены во избежание перемещений относительно друг друга, так как при перемещении нарушается изоляция и ломаются перемычки.
При наличии интереса к АКБ для тепловозов, вагонов и электровозов обращайтесь в нашу организацию.